Проект «Челбаскет»: спорт или шоу?
Есть ли выбор у челябинского баскетбольного клуба? Или все останется по-прежнему?
Сезон 2023/2024 в баскетбольной Суперлиге завершен. Челябинский «Челбаскет» - дебютант лиги - занял в чемпионате 13-е место. Уволен очередной тренер (какой по счету?). Собственно, уже можно не делать разбор турнирного пути команды, разбирать какие-то тактические схемы, кто как сыграл из игроков, почему не справился тренер, делать предположения: а вот если бы… Оценка в любом случае от «неудачно до провала» - кому как нравится, даже если сделать скидку на статус новичка.
Улыбнуло другое: на сайте клуба бросился в глаза броский (простите за тавтологию) заголовок – «С отличным завершением сезона в Суперлиге всех нас». Очевидно, имеется в виду победа самой «пожилой» команды в домашнем турнире за 13-16 места, когда «Челбаскет» обыграл юношеские команды ЦСКА-2 и спортшколы краснодарского «Локомотива», а также безнадежного аутсайдера – курский клуб «Русичи» (выиграл 4 встречи из 30 в регулярном чемпионате). А если бы не обыграл?
Но тут в информационном поле и соцсетях начал разгоняться нарратив – «Челбаскет» должен (или обязан?) играть в Единой лиге ВТБ. Дело дошло до серьезных мужчин. Пришлось публично (в «Спорт-Экспрессе») высказываться даже президенту Лиги ВТБ Сергею Кущенко: нет, конечно. Звучало так: вы серьезно?
Тем не менее, информационный вброс произошел, и как-то ушли в тень печальные результаты команды в чемпионате Суперлиги. Откуда ноги растут – неизвестно. Но известно, что в клубе работают настоящие мастера и пиар-асы информационной волны. Нет, это не сарказм и не насмешка, на полном серьезе. Мы на самом деле восхищены, как медиа-команда клуба из малейшего повода устраивает настоящее шоу. Надо шефствовать над волком в зоопарке – пожалуйста, надо снять «блокбастер» для болельщиков – ради бога,
клипы в TikTok – один креативнее другого, надо устроить шоу из баскетбола 3х3, да из любого турнира – всегда готовы.
Но если взглянуть на спортивные результаты за все четыре профессиональных сезона «Челбаскета», то картина получается совсем не красочной и праздничной.
Сезон 2020/2021 – Суперлига-2, 6-е место
Сезон 2021/2022 – Суперлига-2, 7-е место
Сезон 2022/2023 – Высшая лига, 2-е место.
И это при том, что в лиге играли всего 8 команд. Одна из которых – студенты и безнадежные аутсайдеры. И это при том, что удалось «Финал четырех» затащить в Челябинск и в решающем матче за чемпионство уступить ростовчанам. В присутствии губернатора. А про сезон 2023/2024 вы уже знаете. В общем, весь пар ушел в пиар, а баскетбол в «свисток».
Мы не против баскетбольного шоу, оно привлекает зрителей, увеличивает просмотры в соцсетях и лайки, пропагандирует баскетбол, в конце концов. И, может быть, действительно президенту «Челбаскета» Николаю Сандакову и его команде заняться этой сферой деятельности, где у них все отлично, а баскетбол оставить профессионалам. Все вместе, как видим, не получается. Вы уж, как говорится, определитесь: вам «шашечки» или ехать?
Но вот закавыка, лучше всего у российских менеджеров получается осваивать бюджет. И съехать с этой иглы совершенно не хочется.
Не секрет, что проект «Челбаскет» существует на бюджетные деньги. И именно бюджет оплачивает многочисленные шоу и пиар-кампании, соцсети, бесконечные турниры в Челябинске. А спортивных результатов ноль. Достаточно взглянуть, сколько челябинских баскетбольных команд из системы «Челбаскета» становилось победителями в турнирах разного уровня. И все станет понятно. Впору слоган «Челбаскет, победная стая» переименовывать в «Челбаскет, бюджетная стая».